"Троица" отправилась на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру

"Троица" отправилась на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру

Икону "Троица" Андрея Рублева впервые со времен Великой Отечественной войны временно вывезли из Государственной Третьяковской галереи (ГТГ). Это произошло по личной просьбе патриарха Московского и всея Руси и согласия руководства Третьяковской галереи. До вечера 18 июля она будет находиться в Троице-Сергиевой лавре, где проходят торжественные богослужения в честь 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
Временная выдача иконы из музея и ее транспортировка были окружены повышенной секретностью и состоялись вопреки мнению музейных сотрудников, признавших перевозку потенциально рискованной для "Троицы" — главнейшего памятника национального искусства и самой известной в мире русской иконы. Сотрудники музея утверждают, что неподготовленная должным образом транспортировка и резкое изменение условий может повредить иконе.
Предыдущий раз намерения вывезти «Троицу» письма преподобного Андрея Рублева на праздники возникли еще в 2008 году. Тогда — при другом патриархе, другом президенте РФ, другом министре культуры и другом директоре Третьяковской галереи — после общественного резонанса икону оставили в музее. В нынешнем году все происходило иначе.
Обстоятельства выдачи хранимого Третьяковской галереей памятника не прояснены. Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в настоящий момент находится в отпуске. Распоряжение о временной выдаче едва ли не самого драгоценного произведения во всем государственном музейном фонде подписал первый заместитель министра культуры Сергей Обрывалин, а со стороны галереи соответствующий документ подписывал заместитель генерального директора по строительству и ремонту Ринат Шигапов.

Стоит заметить, что "Троица"никогда не была чудотворной или широко известной иконой. Находилась она до 1917 года в Троицком соборе. В 1904 году оклад был снят, и в ходе первоначальной расчистки, предпринятой Василием Гурьяновым,  обнаружилось, что рублевская доска покрыта «слоеным пирогом» поновлений и записей.
В 1918–1919 годах была проведена первая научная реставрация с раскрытием того, что осталось от авторского живописного слоя. После этого «Троица» (в 1929 году оказавшаяся после реставрации в собрании Третьяковской галереи) стала приобретать статус высочайшего художественного сокровища и национального достояния.
Автор: